«Больше чем музыка. Структурология современного панк-рока»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента 5 курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очного отделения специализации «Музыкальная критика» Чубковца Александра Борисовича

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2009

ПредыдущаяГлавная Следующая

Российские музыкальные панк-группы

Первой советской панк-группой принято считать коллектив «Автоматические удовлетворители» (вольный русскоязычный перевод названия коллектива «Sex pistols»). Появилась на свет группа летом 1979 года, в Ленинграде, лидером группы был «Свин» или «Свинья» (Андрей Панов). А уже 23-его марта 1980 года отыграли эти ребята свой первый концерт. Первый советский панк-концерт.

Специфика эпохи выражалась в том, что даже просто отыграть концерт альтернативной музыки – уже значило привлечь к себе внимание милиции и органов КГБ. Естественно, что тексты песен да и сама музыка, шли в разрез с устоявшимися традициями советского песенного жанра и никоим образом не поощрялись. Более того, в самом разгаре была Афганская кампания – а, навряд ли, кому-то из рокеров и панк-рокеров восьмидесятых хотелось оказаться в рядах советской армии. Поэтому концерты проходили крайне редко. И уж, конечно, очень от сегодняшних отличались. И аппаратурой, и публикой, и помещениями - совершенно всем. Куда более распространены были, зато, квартирники. Собрания единомышленников, «домашний» протест творческих вечеров гитарной музыки. Через квартирники, вообще, многие, если не все советские рок и панк-рок коллективы прошли. А из такой вот «потаённой борьбы», пожалуй, и зародилось уникальное явление - так называемый «сибирский панк»

В Сибири панк-рок возник примерно в то же самое время, что и в Ленинграде. В 1979 году в Омске Константин Рябинов, более известный как «Кузя Уо», вместе со своим одноклассником создал коллектив «Apollonics in the grim punks teos». Вот, что он сам говорил в одном из своих интервью: «Мне одна девушка показала в каком-то журнале, по-моему, это было что-то вроде «Вокруг Света», статью о панках. Мол, появились на западе такие вот уроды. Была ещё фотография одного колоритного персонажа в маске и белом балахоне, он ещё держал в руках кусок сырого мяса. Мы с одноклассником на этой волне и создали группу. Собственно, сам панк-рок мы услышали года четыре спустя, но, то, что мы играли, мы считали панком. Да это он, собственно, и был. Мы даже что-то записывали, только вот, жаль, записей не сохранилось…»

В 1984-ом году появляется в том же Омске коллектив «Гражданская Оборона», возникший на базе первого проекта Егора Летова «Посев». Записывая, нередко, по несколько альбомов ежегодно, выступая в разных городах Сибири, группа очень стремительно набирала обороты и завоёвывала сердца слушателей остросоциальными текстами, грязной музыкой и бешеной энергетикой фронтмена.

Это был шок! Это был настоящий советский анархопанк. Не могло такое явление остаться незамеченным и для органов - состав группы постоянно варьировался... Но вокруг Летова собралась целая плеяда бунтарей, раскачавшийся маятник было уже не остановить...

В 1988-ом году на квартире у Летова состоялась запись альбома «Кончились патроны» новосибирского музыканта Дмитрия Кузьмина, больше известного под творческим псевдонимом «Чёрный Лукич».

Летов сотрудничал и с Янкой Дягилевой, помогал ей в записи альбомов, приглашал участвовать в своих записях, выступать на концертах... Янка - один из самых ярких представителей сибирского андеграунда конца 1980-ых годов. Несмотря на недолгую жизнь (9 мая 1991-го, в возрасте 24-х лет она трагически погибает), след в истории некоммерческой отечественной музыки Яна Станиславовна Дягилева оставила очень значительный. И это при том, что интервью давать она очень не любила, от предложения выпуска диска «Мелодией» отказалась, «раскрутке» имени своего не способствовала никоим образом. И даже творческое наследие оставила совсем небольшое - лишь несколько неавторизованных альбомов, вышедших при содействии того же Летова...

«Что касается записи песен, вернее её качества, то у нас просто не было возможности записать лучше. Всё это писалось дома у Егора в обычной комнате на многоканальный магнитофон. Всю аппаратуру зашкаливало, поэтому лучше просто не получалось, как мы потом не вытягивали частоты и прочее…» - пишет Кузя УО.11 Действительно, на всех записях «сибирского панка» того времени музыка очень непрофессиональная, звучание характерно «грязное». Привлечь такое творчество могло лишь ищущих, да страждущих. Тем не менее, к 90-ым «Гражданская Оборона» уже и Москву завоевала. Появлялись и быстро набирали популярность и другие дружественные коллективы: «Инструкция по выживанию», «Коммунизм», «Тёплая трасса», несколько позже – и «Адаптация»...

А что же столица? В 1983 году появляется на свет команда «Чудо-Юдо». Песни сего коллектива отличались «грязным» звучанием гитар, бешеной ритм-секцией и специфическими асоциальными текстами. Надо отметить, что эта группа, одна из немногих, существует и по сей день. А её лидер «Хэнк», двадцать пять лет спустя, делает всё ту же музыку, ориентируясь, в первую очередь, на эпатаж, а уже потом - на музыкальную составляющую.

Собственно, эти две группы – «Чудо-Юдо» и «Автоматические удовлетворители», - и являли собой две полярности отечественного панк-рока. Если «Чудо-Юдо» выражали панк как некий демонстративный акт привлечения к себе внимания через заведомо асоциальное творчество, «Автоматические удовлетворители» представляли собой, скорее, «интеллектуальный» панк-рок.11

Продолжателями традиций «Чудо-Юдо» стали панки из Улан-Удэ «Оргазм Нострадамуса». Образована группа была в 1994 году, музыкально ориентировались парни на мрачный хардкор-панк, отлично дополнял который характерный «нервный» вокал лидера коллектива «Угла». Группа просуществовала девять лет, записала несколько альбомов, отыграла множество концертов, отличающихся эксцентричным поведением музыкантов и зрителей. Творческое направление группы сами музыканты окрестили как «анархо-аморализм».

Несколькими годами раньше, в 1989 году, появилась на свет и ещё одна культовая панк-группа современности – «Пурген». Начиналось всё очень бестолково - играть никто ни на чём не умел вообще. Но уж очень хотелось ребятам делать музыку в духе «Dead Kennedys», «Suicidal tendencies», ранних «GВН» и «The Exploited», что поделаешь - первый демо-альбом был записан с помощью двух акустических гитар, пионерского барабана, взятого во Дворце Пионеров, и двух крышек от кастрюль…12

Однако ребята взрослели, учились играть, писали новые песни и записывались уже на более или менее серьёзных базах. Выпустив несколько альбомов, в 1994 году коллектив распался, вокалисту Руслану пришлось собирать состав заново. Что, впрочем, ему с успехом удалось. В 1995 году выходит альбом «Радиационная активность из мусорного бака». В 1997-ом - «Философия урбанистического безвременья». В 1999-ом - «Таксидермисты городского безумия». Это, по мнению многих поклонников, одни из лучших, если не лучшие, альбомы коллектива. Вокруг «Пургена» собирается московская панк-тусовка, но о ней - несколько позже, когда будем говорить о современном стрит-панке, пока же - вернёмся на десятилетие назад...

В далёком Актюбинске в 1992-ом году появляется коллектив «Адаптация». Её лидер, Ермен «Анти» Ержанов, вдохновлённый, по всей видимости, творчеством всё той же «Гражданской Обороны», начинает играть «социальный панк-рок». Уже в первый год своего существования группа попадает в опалу: глава областной администрации Ш. Кулмаханов советует телевизионщикам, во избежание неприятностей, не показывать «Адаптацию» по ТВ. Группа, тем не менее, стремительно набирает обороты, приобретает скандальную известность – ещё бы, ведь её концерты даже запрещаются!!! Наконец, в 1996-ом году, «Адаптция» записывает первый официальный свой альбом – «Запахи детства». Годом раньше увидел свет дебютный акустический альбом Ермена «Парашют Александра Башлачёва»...

«Гражданская Оборона» же, в 1990-ые, обороты не сбавляет. Несмотря на то, что СМИ, по-прежнему, игнорируют группу, да и сам Летов высокомерно относится к раскрутке, справедливо полагая, что телевидение и радио убивают рок-музыку, песни «Гражданской Обороны» популярны во всем Союзе. Фактически, «Гражданская Оборона» - одна из популярнейших отечественных рок-групп того времени. Наряду с «Алисой», «ДДТ», «Наутилусом Помпилиусом»... Правда, отчасти, эта слава поддерживается и «антисистемным» статусом группы, постоянными проблемами с правоохранительными органами. Опасаясь популярности и превращения группы в коммерческий проект, на какое-то время, коллектив меняет название. Сам Егор Летов, больше, в это время, занимается помощью коллективам дружественным. Возвращение «Гражданской Обороны» состоялось в конце 1993 года. Скандальный концерт в ДК имени Горького, которому сопутствовали массовые беспорядки и потасовки с ОМОН-ом.

Сам же Летов масла в огонь только подлил, заявив, вскоре, о своих коммунистических взглядах и поддержке идей НБП. Многие старые фанаты группы, считавшие его доселе анархистом и антисоветчиком, тогда от него отвернулись и, даже, обвинили в предательстве. И, лишь в конце девяностых, Егор Летов начинает разочаровываться в политике, в конце концов, отказавшись от дальнейшего сотрудничества с коммунистическими (и политическими вообще) организациями.

Снова возвращаемся в конец восьмидесятых. Постоянно приходится маневрировать во времени, да это и неизбежно - так многообразен панк-рок!

Итак, осенью 1988-го года Максимом Кочетковым и Александром Ивановым была основана группа «Наив». В 1989 году она входит в состав «Московской рок-лаборатории», а уже в 1990-ом - выпускает свой первый альбом «Switch-blade knaife» на американском лейбле «Maximum rock’n’roll». Песни на русском и английском языках, музыкальная ориентированность на pop punk в духе «NoFX» - именно «Наив» становится первой, советской ещё, панк-группой, добившейся признания на Западе. Не секрет, что альбом этот успешно продавался в Америке, его имел в своей фонотеке лидер «Nirvana» Курт Кобейн, не раз говоривший: «Это лучшее, что я знаю о России». Вслед за вторым альбомом группы «Пива для Наива» последовало турне по странам Европы, организованное датской фирмой «Subvert productions» в 1993 году: Финляндия, Норвегия, Дания, Швеция, Германия, Бельгия, Голландия, Австрия, Швейцария, Чехословакия и Италия - в общей сложности 40 концертов (из которых 10 совместно с группой «Coffin break» из Сиэтла и одно выступление в Берлине с группами «Coffin break» и «DOA»).5 На втором альбоме преобладают англоязычные песни, третий же альбом, «Dehumanized States of America» был уже полностью англоязычным и ориентированным, в основном, на слушателя западного. В России о группе, в это время, знают меньше. В 1990-ом году начинается история и другой, культовой ныне, российской панк-группы «Тараканы!». Правда, первоначально, коллектив Дмитрия Спирина назывался «Кутузовский проспект», позже, уже в 1991-ом – «Четыре таракана». К нынешнему же названию группа пришла лишь в 1998-ом году. Первоначально, основным ориентиром для ребят стала музыка коллектива "Sex Pistols", потом - «The Ramones». Надо сказать, что сам Спирин в то время играл в группе на бас-гитаре, вокалистом же был Юрий Ленин (до апреля 1992-ого) и Денис Петухов (до августа 1993-его). Первый альбом, «Duty free songs», был записан в августе 1992 года, но свет увидел лишь в 1997-ом. Он включал в себя 11 недурно записанных треков на русском и английском языках. Мелодичный панк-рок. Однако, вскоре, вокалист группы Денис Петухов уходит играть в «Наив». Группа впадает в период полуторагодичного застоя. Выбирается из которого лишь в 1995-ом, уже с «Сидом» Спириным на вокале. «Тараканы!» записывают свой второй альбом "Best before", релиз очень малобюджетный, по признанию самих музыкантов, не отражающий тогдашний «саунд» группы. Тем не менее, один из треков попадает в ротацию на радио «Максимум», а видео, снятое на песню «Don't come!» получает эфиры на ТВ, рецензия на альбом появляется в крупнейшем и влиятельнейшем американском панк фэнзине «Maximum rock'n'roll», а группа выезжает на первое международное байк-шоу. Весь сезон 1995-1996 ансамбль проводит многочисленные концертные выступления в Москве и Петербурге, группа уже пользуется широкой известностью и популярностью, считаясь, наряду с ансамблем «Наив», ведущими панк-коллективами столицы.6 Третий же альбом, «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!», действительно, очень успешная работа, по достоинству оценённая отечественным слушателем, становится для коллектива под названием "Четыре таракана" последним. Меняется состав - меняется и название. Отныне коллектив Спирина зовётся просто и ясно – «Тараканы!».

Несколько особняком стоит творчество ещё одного панк-коллектива, не упомянуть о котором, в свете его известности, просто нельзя. Это питерцы «Король и Шут». Группа появилась в 1988-ом году, однако первое их выступление состоялось лишь четыре года спустя. Первый же официальный альбом, «Камнем по голове», увидел свет и вовсе в 1996-ом. К этому моменту свой слушатель у группы уже был, успела она «засветиться» и на радио, и на местном телевидении.

К этой группе у многих панков отношение несколько пренебрежительное. В чём же дело? А в том, что играют эти ребята не столько мелодичный панк-рок, сколько хоррор-панк - направление, в нашей стране особого распространения не получившее. Хотя название «Misfits» и на слуху. Более того, коллектив оказался не только необычным, но и очень успешным, быстро пробившись на вершины хит-парадов теле- и радиопередач. Несоциальную, коммерчески успешную музыку многие панки отрицают в принципе. Поэтому, хотя группа и добилась признания, хотя к панку-то очень многие ныне «идейные» ребята и пришли именно через творчество этого коллектива, отношение к нему и несколько особенное. Впрочем, на творчестве группы это пренебрежение никоим образом не отражается. Она по-прежнему, играет horror punk, сотрудничает с радиостанцией «Наше радио», собирает большие площадки и стадионы, а её клипы появляются на ведущих музыкальных телеканалах.

В середине 1990-ых годов начался новый период активности «Автоматических удовлетворителей». Группа фактически разделилась на два проекта «Свина», один из которых оставался панк-роковым, другой же - взял название «Аркестр АУ». По музыке это был энергичный танцевальный фанк. Эти проекты также были известны под названиями «фАУ» и «Оркестр А.В. Панова». Однако, со смертью в 1998-ом году «Свина», проекты эти своё существование прекратили, первый динозавр отечественного панк-рока пал.

После выхода альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» в апреле 1997-ого года, «Гражданская Оборона» альбомы несколько лет не записывала вовсе. Первый же, с новым авторским материалом, вышел лишь в 2004-ом. В своём роде это был переходный период с большим количеством концертов. Первый выезд за границу состоялся в 1999-ом году, причём, хотя в Америке и было запланировано несколько концертов, из-за плохой организации, почти все они, кроме первого, в последний момент были отменены. Состав группы постоянно варьировался, альбомы «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» были Егором Летовым записаны уже совсем с другими людьми, нежели предыдущие работы коллектива. Более того, изменилось и само звучание группы - от политизированного «оголтелого» панк-рока - в сторону гаражной психоделики. Благосклонно отнеслись к новым творениям группы критики, песни стали попадать в ротацию радиостанции «Наше радио», но сам Егор Летов относился к этому уже более чем спокойно, даже равнодушно, просто продолжая сочинять песни. Альбом «Зачем снятся сны» стал для группы более чем успешным, однако, увы, последним. 19 февраля 2008 года в Омске, около 16:00 по местному времени, Егор Летов скончался во сне от остановки сердца.

«Переходный» этап в творчестве «Гражданской Обороны» мог стать судьбоносным для одной из многочисленных команд соратников Егора, однако столь же культовой личности, кто мог бы перехватить знамя сибирского панк рока, так и не нашлось. «Инструкция по выживанию», «Тёплая трасса», «Чёрный Лукич», «Чернозём» по-прежнему оставались как бы в «тени» «Обороны». «Адаптация» же, блестящая актюбинская панк-формация, так и осталась коллективом скорее регионального значения. Не то харизматичности Ермену не хватило. Не то географическая удалённость от больших городов сказалась. Но прекрасная группа, играющая злой социальный панк-рок, записавшая несколько отменных альбомов в духе ранней «Гражданской Обороны», так и осталась известной лишь в достаточно узких кругах.

В 1997-ом году «Наив» выпускает новую свою работу под названием «Пост-алкогольные страхи» с участием нового барабанщика «Снейка». В 1999-ом году альбом переиздаётся в США. В 2000 году выходит пятый студийный альбом коллектива «Оптом и в розницу» - наиболее коммерчески успешная и наиболее поддержанная в российских СМИ работа коллектива. Клип на песню «Суперзвезда» попадает на телевидение («MTV», «МузТВ»), песни группы занимают призовые места в хит-парадах «Нашего радио» и радио«Максимум». 5 августа 2001 года группа «Наив», совместно с рок-группой «ДДТ» стали хедлайнерами заключительного дня первого фестиваля «Нашествие» в Раменском, собравшим более ста тысяч зрителей. «Наив» выступает в качестве «разгорева» у таких коллективов как «The Exploited» и «The Offspring». Однако именно этот период становится для группы пиком популярности. Далее - у Александра «Чачи» Иванова, лидера коллектива, всё отчётливее проявляется пора творческого кризиса. Всё больше стало выходить переизданий, сборников лучшего и «живых» альбомов. Новых же творений, за последние пять лет существования своего, группа выдала не так уж и много. Это отразилось и на её популярности, которая, постепенно, стала сходить на «нет». В прошлом году «Чача» объявил, что весенний общероссийский тур 2009-ого года, возможно, станет для группы последним, а сам он уходит в бессрочный творческий отпуск.

И вокруг коллектива «Тараканы!» и в окружении группы «Наив» появилось множество молодых команд. И о каждой, в принципе, можно рассказать свою историю, но, полагаю, на историю отечественного панк-рока формации эти существенным образом не повлияли. Но как не упомянуть в этом повествовании о таком прекрасном коллективе как «Distemper» - пожалуй, единственной российской панк-команде, добившейся реальной известности на Западе?

Группа «Distemper» была основана 4 сентября 1989 года в Москве. Дебютный альбом «Мы сегодня с Баем» (1991) особого успеха не имел. Как и второй альбом, впрочем. Но, надо сказать, что группа в то время ska punk и не играла, стилистика коллектива определялась скорее как «punk trashcore». Но в 1995-ом году, с альбома «Город», начинается история восхождения. В группу приглашается саксофонист, за три года выходит три альбома и ансамбль приобретает значительную известность. В 1998-ом году в группе появляется и тромбонист. Звучание группы приобрело максимальную выразительность и представляет собой уже стопроцентный ska punk с духовой секцией. Старые же композиции в новом звучании становятся ещё более убедительными.13

Примечателен восьмой альбом группы «Доброе утро», девятым номерным вышедший в переиздании на английском языке. Альбом этот стал первым экспериментом группы, исполнение своих произведений на иностранном языке. В 2002-ом году «Distemper» принимает участие в фестивале «Нашествие», выступая перед самой многочисленной аудиторией (100.000 человек) за всю свою карьеру. Именно в 2002-ом году группа отправляется в первый европейский тур и, с этого момента, выступает в Европе почти каждый год. И считается, по праву, одной из самых успешных отечественных команд. Примечательно, что на некоторых крупных западных фестивалях эта наша группа представлена как «хедлайнер» (гвоздь программы). Позитивная музыка, жизнерадостные тексты, атмосфера праздника и веселья - вот что отличает выступления этой команды. Восемнадцать альбомов, включая сплиты и переиздания, вышли на сегодняшний день!!! И, есть основания предполагать, что это далеко не конец - история пишется на наших глазах…

Ну что же, теперь поговорим о музыке улиц. Явлении, в отечественном панк-роке довольно-таки молодом, хотя и стремительно набирающем авторитет. И, раз уж закончили мы разговор о популярных панк-группах ska punk коллективом Distemper, о музыке улиц рассказ свой начнём с родственному ska направления – «oi!»

В отсчёте истории отечественной oi-сцены однозначного мнения нет. Кто-то говорит, что зародилась она вместе с ультраправыми коллективами России и Украины в середине девяностых годов. Имеет и такая версия право на жизнь, к сожалению, ведь и в Европе радикальные националисты исказили мирную субкультуру нетерпимостью и расизмом. Исказили еще в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов. И, надо же было такому случиться, эхо искажения этого докатилось до России прежде чем оригинал, с фашизмом и расизмом не имевший (и не имеющий) ничего общего.

Так вот, на мой взгляд, дата эта под собой основания не имеет, ибо бритоголовые коллективы – совсем не значит «Oi!». «Oi!» – это панк-рок для рабочего класса. Это легендарный лозунг «Remember the spirit of ‘69». Это выражение идеалов, которым стараются следовать традиционные скинхеды - гордость за принадлежность к рабочему классу, «unity» - «важнее дружбы нет ничего на свете», семья, история самой субкультуры, анти-расизм (сама субкультура скинхедов, рабочей молодёжи, происходит из смешения двух субкультур – ямайских темнокожих («rude boys») и английских модов («mods»).15

Именно поэтому, на мой взгляд, нельзя вести отсчёт дням существования субкультуры в нашей стране от появления первых ультраправых коллективов, якобы играющих «музыку улиц».

Другая точка зрения – начинать отсчёт от первого oi!-альбома, вышедшего на постсоветском пространстве. Но какой альбом можно считать таковым? Пожалуй, следует тогда вести отсчёт с 1998-ого года, когда коллектив «7teen» выпустил дебютный свой альбом «POGOness», ориентированный на западный стрит-панк. В 1999-ом году записывают свой первый альбом «Родина ждёт героев…» небезызвестные ныне «F.P.G.». Действительно, есть основания считать эту пластинку одним из первых отечественных стрит-панк альбомов. Кабы не один нюанс: вошла в него неполиткорректная песня «Скинхед», содержащая антисемитские призывы. Группа себя «зарекомендовала» в соответствующих кругах и многие стрит-панк команды, в дальнейшем, выступать с этими парнями на одной сцене просто отказались. Хотя лидер коллектива, Пух, впоследствии, от песни этой отказался и на концертах F.P.G. она исполняться перестала, как в старом анекдоте, «неприятный осадок всё-таки остался». Впрочем, и о принадлежности самих «7teen» к «правой» тусовке слухи ходят самые разные… Тем не менее, начало было положено, street punk и oi!-музыка до России наконец-то добрались.

В 2001-ом году на московской сцене появляется коллектив «Squat tag banda». Известно, однако, о группе очень немногое: прежде чем распасться, она успевает отыграть всего один концерт и записать единственный альбом, строго выдержанный во всех канонах street punk жанра с использованием элементов ska и даже skinhead reggae. Альбом был издан на компакт-кассетах тиражом 150 экземпляров на тогда ещё начинающем лейбле «OSK records» и был, вскоре, полностью распродан.

И лишь в 2003-ем году, по сути, начинается история отечественной oi!-музыки. Записывают дебютный свой демо-альбом парни из столичной группы «Учитель труда». В становлении московской (да и российской) oi!-сцены заслуга этого коллектива очень значительна. Пусть ни на кассетах, ни на дисках этот альбом в продажу так и не поступил, это, всё же, был первый релиз, полностью выдержанный в классическом звучании oi!-музыки. Впрочем, сами участники группы ныне признаются, что этот демо-альбом они и не записывали бы лучше, мол совсем уж он «слабенький», а записан был больше для самих участников группы, нежели – на публику. Потому, собственно, и не издавался никогда. Группа, надо сказать, существует и по сей день. Первый полноценный свой альбом, под названием «Поделка», выпустив лишь в 2008-ом.

Год 2004-ый стал судьбоносным для формирования второй по значимости (после московской) сцены. Как ни странно – провинциальной, кировской. Именно там появляются сразу два небезынтересных коллектива – «Klowns» и «Судный день». Эти кировские группы всегда стояли (да и ныне стоят) на чётких антифашистских позициях, отстаивают идеи единения панк- и скинхед-сцен. Проблематика песен, помимо антифашистской тематики и размышлений о судьбе «юнити» - эко-кризис, бедность и социальное неравноправие, угнетение рабочего класса. По сути, это были первые политизированные «левые» группы жанра в России.

Год 2005-ый для oi!-сцены постсоветской примечателен тем, прежде всего, что выходит дебютный альбом белорусской команды «Mister X». Это наиболее известная S.H.A.R.P. группа на всём постсоветском пространстве. Знает о ней и слушатель западный. Группа не раз выбиралась в туры по Восточной Европе, играла на одной сцене с «The Analogs» и «Los Fastidios», делала кавер-версии на песни тех же «Los fastidios», «Brigada Flores Magon», «The Business», «Cock sparrer»… Прекрасная аполитичная группа, тем не менее, позиционирующая себя очень чётко, как «антифашисты» и «антирасисты».

Первой питерской oi!-группой стали Bukaneros, записавшие очень качественную демку в том же 2005-ом. Эта группа также позиционирует себя как скинхеды-антирасисты.

Неполным был бы рассказ без упоминания о петрозаводском юнити. Ни для кого не секрет, что ультраправые группировки в столице очень сильны. Во многом из-за этого отказываются выступать в Москве многие известные западные коллективы. В Европе проблема неонацизма, всё же, не столь острая как в России – слишком уж ощутимо там превосходство «левых». У нас же, к сожалению, национал-патриотические настроения, воплощающиеся зачастую в откровенную нетерпимость, становятся нормой. «Правые», на сегодняшний день, слишком сильны, чтобы, банально, обеспечить концерту западной команды должную безопасность. Так вот, концерты «Los fastidios» и «Stage bottles», посему, было решено провести в Петрозаводске. Куда и съехались панки и скинхеды со всей России. Город этот тем примечателен, прежде всего, что неонацистов там практически и нет, зато панков – хоть отбавляй!!! Петрозаводское unity по праву считается сильнейшим и известнейшим во всей России…

Когда в начале 2007-ого года увидел свет дебютный альбом группы «Ничего хорошего» «Дети городских окраин», он произвёл фурор. Это была, действительно, западного уровня работа, очень добротно записанная. Демо-альбом «8142», вышедший годом ранее, сразу подзабылся. О группе заговорили и в Европе, где, в некоторых фэн-зинах этот альбом стал прорывом месяца, многие западные слушатели, в кои-то веки, обратили внимание на постсоветскую сцену в поисках столь же интересных команд. Группа, надо сказать, играет музыку oi! аполитичную, в песнях нет ни единого намёка на принадлежность к «правым» или «левым». Но, как то в традиционном oi! и бывает нередко, сами участники придерживаются антифашистских и антирасистских взглядов. В песнях же эта тематика до последнего времени не затрагивалась вовсе. Однако в 2008-ом году, перед одним из столичных концертов группы, неонацистами был убит молодой парнишка Алексей Крылов, который никогда не ассоциировал себя с антифашистами. Он просто шёл на концерт любимой группы. В память о нём группа записывает песню «Мы не забудем – мы не простим», которая, вероятнее всего, войдёт в следующий альбом.

Другая отличная команда из Петрозаводска – «Unity of inferior». Эти ребята играют уже не oi!, а, скорее, мелодичный street punk. Дебютный их демо-альбом вышел в 2007-ом году, в 2008-ом появился и альбом полноценный, под названием «В чьих руках правосудие?». Группа совсем ещё молодая, но уже добилась известности за рубежом. Не секрет, что именно ребята из «Unity of inferior» способствовали тому, что в апреле 2009-ого года Россию с концертами посетил немецкий стрит-панк коллектив «SS-kaliert».

Всё больше в последнее время появляется на постсоветском пространстве R.A.S.H.-коллективов и групп исключительно прокоммунистических убеждений, так называемых «красных скинхедов». Отношение к ним в Европе неоднозначное. Многие традиционные скинхеды, к примеру, придерживаются мнения, что для субкультуры «левые» политические взгляды – такой же позор, как и «правые» убеждения. У нас же, в связи с тем, что сама субкультура только-только формируется, «шарпы», «раши» и «трады» всё ещё едины в своей «нелюбви» к неонацистам.

Среди ведущих «red anarchy skinheads» («R.A.S.H.») групп выделяются, на сегодняшний день, коллективы «Бригадир», «Красный горизонт», «Гневъ», «Военное положение». Крупнейшие «skinheads against racial prejudice» («S.H.A.R.P.») формации – «Klowns», «Mister X», «Bukaneros», «Razor bois». Виднейшие представители традиционной oi!-музыки – «Ничего хорошего», «Toro bravo», «Restless».

Теперь поговорим о стрит-панке, родственном oi!-музыке направлении. Дело в том, что так называемое «unity» предполагает, изначально, единение «детей улиц» - панков и скинхедов. Так вот, oi! и street punk настолько в творчестве многих групп переплелись гармонично, что не хочется, честно говоря, делать какое-то стилевое разделение вообще. Это единая субкультура, одна большая семья – здесь нет места предрассудкам и здесь всегда тебе будут рады. Ну да пусть отечественному стрит-панку тоже будет посвящён отдельный разговор. В рамках одной творческой работы исключительно…

Итак, начнём мы с города Калининград, специфика которого – в его географическом положении. Крупнейшей стрит-панк группой региона является «Голод и тётка». Коллектив выступает на локальных фестивалях, выбирается в туры по Польше и Прибалтике, иногда – и до Москвы добирается. На счету группы demo-альбом, альбом «Сломать мозги» и EP «Моё поколение», по признанию самих музыкантов, единственный релиз, отвечающий их нынешним запросам. Действительно, материал интересный и качественный. Есть кавер на «A Global threat». Есть очень агрессивное, типично «стрит-панковое» гитарное звучание. Есть достойная запись. Есть отменные живые выступления, на одном из которых, кстати, довелось и мне присутствовать некогда. Помимо какой-то раскрутки – практически все компоненты, чтобы группе быть востребованной даже у самого требовательного слушателя. Но… Географическая удалённость от Москвы и Санкт-Петербурга сводят все позитивные факторы на «нет» и в больших городах России о группе этой знают не так много, как в том же Калининграде или, даже, в Польше.

Сибирь и Дальний Восток интереса в плане oi!/street punk музыки, к сожалению, на сегодняшний день, не представляют вовсе. Не то не знают там о существовании таких музыкальных стилей до сих пор, не то музыка такая там попросту неактуальна, не то по каким-то иным причинам, но ни одной более или менее известной группы этих направлений я назвать не могу. Зато в Москве и Санкт-Петербурге подобные концерты проходят чуть ли не каждую неделю. Благо молодых коллективов за последние два-три года здесь уродилось немало. Северную столицу представляют «Mass murder» (распались совсем недавно, в 2008-ом году), «Caries», «Alcobastards». Честь Москвы же защищают «Best enemy», «Agitators», «Choix», «No one else», «Zuname» и многие другие. Есть свои отличные команды и в небольших городах, таких, например, как подмосковный Воскресенск. В прошлом году местная команда «Kids of the streets» выпустила свой дебютный альбом, очень добротную работу, немало положительных отзывов получившую в панк-изданиях.

В принципе, все (или почти все) эти команды между собой дружат, играют на совместных концертах, многие ребята не только в процессе творчества, но и в жизни хорошо друг с другом общаются. Сцена, хоть и молодая совсем, большинству команд и трёх лет нет, но уж очень дружная, что, бесспорно, не может не радовать…

Существует, правда, и «другая» стрит-панк сцена. Это коллективы, имеющие какое-то отношение к группе «Пурген» и клубу «Эстакада». «Своя» тусовка, «свои» концерты... Ну, во всяком случае, эти две «школы», хоть и уживаются в одном городе, но друг с другом практически не контактируют. Репутация, надо сказать, у команд «околоэстакадовских» не самая славная, очень недолюбливают многие стрит-панки, причём не столько сами группы, сколько публику, которая на их концерты приходит. Это, как правило, ребята, которые панком только-только начинают увлекаться («пионеры»), которые в субкультуре толком и не разбираются – как следствие, в протестных акциях они участия не принимают, да и ведут себя, частенько, совсем уж неадекватно, неверно трактуя смысл понятия «панк-рок» – «псевдопанками» их по этой причине кличут. Тем не менее, и в этой тусовке стрит-панк команд немало, полтора десятка примерно. Наиболее известными являются «Diagens» и «Мавзолей». О них – чуточку подробнее…

Street punk группа «Diagens» была образована в конце 2000-ого года. В 2003-ем году вышел дебютный альбом коллектива под названием «Неформальная революция». Альбом группе удался на славу, на них обратили внимание немцы из «Hausvabot», был организован российско-немецкий тур этих команд, а также – записан совместный сплит-альбом. Эти первые записи группы, впрочем, хорошим качеством не отличаются. Альбом «Это свобода?», вышедший в году 2005-ом – выглядит несомненным прогрессом группы, потому, в первую очередь, что был записан на порядок «чище». После этого у группы начался творческий кризис, судя по всему – и по сей день, давая концерты, ни одного нового альбома этот столичный коллектив не выпустил. Впрочем, музыканты уже занимаются новыми записями в своей студии, альбом, предположительно, увидит свет ближе к осени…

Группа «Мавзолей» появилась значительно раньше. Основана она была ещё в 1994 году. Первый концерт группы состоялся 16 марта 1996-ого года. Музыка коллектива представляет собой смесь сразу нескольких направлений: панк-рок сочетается с хардкором и кроссовером – направлениями, в то время в России малоизвестными и, по большому счёту, совсем неактуальными. С выпуском первого альбома ребята не торопятся. Выходит дебютная пластинка «Война» в продажу лишь в 2004-ом году и включает в себя подборку старых треков группы, которые на концертах исполнялись ещё в девяностые. В том же году выходит и второй альбом группы - «Выживай». Который включает в себя материал более новый. Последний, на сегодняшний день, альбом «Мировое господство стальных химер» свет увидел в 2006-ом. Пожалуй, именно он отражает нынешнее творчество группы в наибольшей степени.

Стоит упомянуть и о позднем творчестве коллективов «Пурген» и «F.P.G.», «первопроходцев» своих направлений. А судьба-то к ним была очень благосклонна: «F.P.G.» отошли от стрит-панка в сторону рок-н-ролльного панк-рока. В музыке, особенно в гитарных соло, чувствуется сильное влияние коллектива «Motorhead». Вслед за дебютным, группа записывает ещё два электрических альбома и один акустический. Принимает участие в сплите «Панк-братство». Выпускает два DVD – в общем, на сегодняшний день является одной из самых успешных и раскрученных панк-команд нашей страны.

Вокалист «Пургена» Руслан увлекается роботами и техникой, что сказывается и на творчестве группы, а, конкретно, на её текстах. Группа тоже, завоевав в девяностых свою известность, пытается сейчас сочетать в своём творчестве панк-хардкор и электронную музыку. Успешно ли? Пожалуй, да – группа-то продолжает оставаться «культовой», на её концерты, по-прежнему, приходят сотни ребят с разноцветными ирокезами… Бытует мнение, вот только, что лучшие годы этого коллектива всё-таки уже остались позади - теперь это «бренд», имя, которое привлекает к себе прошлыми достижениями.

Что же собой представляет так называемая «идейная» сцена отечественной панк-музыки? Это хардкор-команды. Скримо-коллективы. Краст-формации. Направления, для которых характерна активная жизненная позиция участников. Как музыкантов, так и слушателей. Проявляться это может во многом: зоозащита, помощь приютам и питомникам, приготовление и раздача еды бездомным и нуждающимся, борьба с милицейским произволом, антивоенные действия, анархические взгляды и убеждения, экологические протестные кампании, вегетарианство и веганство, здоровый образ жизни, борьба с предрассудками и неравноправием. Каждый выбирает ношу по себе. Каждый знает, почему он здесь и что лично ему нужно. Такие вот «нуждающиеся» единомышленники представляют собой ещё одно юнити. В глазах правоохранительных органов, конечно же, это юнити, несомненно, более опасное, чем «punks & skins», о котором уже говорилось ранее. Потому, прежде всего, что его участники не избегают протестных действий – даже наоборот, стремятся активно в них участвовать. Бытует мнение, что это «проплаченные» экстремистские группировки «анархистов» и «антифашистов» - на самом же деле ситуация обстоит совсем иначе. Просто это наиболее активная часть молодёжи, которая не только считает себя не вправе относиться равнодушно к социальным потрясениям, но и желает что-то изменить активными протестными действиями.

Но о социальной борьбе – чуточку позже. В этой части творческой работы разговор идёт о музыке, а, значит, самое время рассказать о некоторых отечественных командах поджанра, которые наиболее известны и заметны.

Начинает формироваться панк/хардкор сцена, функционирующая на основе принципа DIY, в конце 1990-ых. В Москве она была представлена группами «Три креста», «Skygrain», «B'67», «Unconform» и др. В Санкт-Петербурге первопроходцами стали коллективы "Til’ I die", "Свинокоп" и др. Среди периферийных хардкор-команд того времени стоит упомянуть "Секта kidz" из Хабаровска, «Колесо Дхармы» из Волжского, «Отказ от насилия» из Татарска, «Свиньи в космосе» из Выборга.7 Немногие из этих коллективов продолжают своё существование и сегодня. О судьбе некоторых – попросту ничего не известно. Были, записывались, давали концерты, потом – невесть куда пропали и неизвестно, продолжают ли ныне заниматься творческой деятельностью или нет. Так, например, совсем недавно из тени вышла группа «Колесо Дхармы», никаких вестей о которой не было с самого 2003-его года. Но, в этом году, они записали отличный сплит с «Distress» и, по всей видимости, возвращаются на панк-сцену. А ведь первые их записи датируются 1997 годом! Пропали невесть куда и «Unconform». Отличный мелодичный хардкор начала двадцать первого века. Несмотря на постоянные перемены в составе, группа записала демо, живой альбом, альбом студийный – а затем, спустя какое-то время, ушла в тень… Последняя весточка относится к году 2006-ому, когда ребята искали себе нового вокалиста, выложив на своей страничке новые записи, музыкально разительно отличающиеся от прежних записей коллектива.

А вот - легенды отечественного sXe-хардкора «Skygrain». До них хардкора вообще, и стрэйдэдж-хардкора в частности, просто не было. То есть для Москвы они являлись примерно тем же самым, что и «Minor threat» для Вашингтона в своё время. После «Skygrain» были и другие проекты с теми же и другими людьми. Потом «другие» люди становились «теми же» - на их место приходила молодежь. Сцена росла и крепла, появлялись фэнзины, организовывались концерты, пока всё не пришло к тому, что мы можем наблюдать сегодня - множество «сцен», никак между собой не сообщающихся, объединённых, однако, единым понятием «хардкор».

Если говорить о настоящем времени, надо признать, что нынешняя хардкор-сцена очень разнообразна, включает в себя команды от незамысловатых хардкор-панка и хардкора нью-йоркской школы до новомодных пауэрвайоленса и неокраста. Команды всем нравятся разные, вкус у каждого свой – как следствие, на «классическом» хардкоре никто не зацикливается, каждый ищет свою стезю. И «Большой Энциклопедии» может не хватить, если подробно рассказывать о каждой команде. Посему вкратце расскажу о командах наиболее известных, повлиявших, на мой взгляд, на развитие российской сцены в наибольшей степени.

Итак, год 2006-ой. Санкт-Петербург. 13 ноября. После акции «Food not bombs» – раздачи вегетарианской еды бездомным, молодые люди заходят в книжный магазин «Буквоед». Два парня, Тимур Качарава и Максим Згибай остались на улице докурить свои сигареты. У магазина их окружают несколько неонацистов, вооружённых ножами. Ребята пытаются прорваться к своим, однако удаётся это лишь Максиму. Он тяжело ранен. Тимур получает несколько ножевых ранений в область шеи. Перерезана сонная артерия…

Это центр города, Московский вокзал – у трагедии оказалось множество свидетелей, но никто не вмешался, никто не помог… Тимур скончался ещё до приезда скорой. Подоспевшие охранник магазина и друзья уже ничем не смогли ему помочь. Не смогла «по горячим следам» задержать нападавших и милиция. Уже, много позже, состоится-таки показательный судебный процесс, участники нападения получат свои сроки, но парня-то уже не вернёшь…

Тимур был убеждённым вегетарианцем, антифашистом, придерживался анархических убеждений, участвовал в акциях «Food not bombs», играл сразу в двух группах – «Sandinista!» и «Distress». После гибели Тимура «Sandinista!» своё существование прекращает вовсе.

Феномен этой группы, название которой почерпнуто из творчества блестящего коллектива «The Clash» в том, что это была первая серьёзная попытка играть в России неокраст. Или эпичный мрачный хардкор. Фактически, ребята опередили свою эпоху на несколько лет. И сейчас в России такая музыка всё ещё находится на зачаточном уровне, хотя ныне у таких западных коллективов, как «Tragedy», «Ictus», «Ekkaia», «From ashes rise» поклонников в нашей стране очень много. Фактически, «Sandinista» просуществовала немногим больше года. И записала всего лишь один альбом - «Libertad to eres mi cuerpo». Но настолько этот альбом прекрасен, настолько музыка своеобразна и, в то же время, выдержана в лучших традициях мрачного хардкора европейского и американского, что, в сочетании с прекрасными текстами, позволяет восторженно говорить о творчестве группы и сейчас, три года спустя…

Другой проект, в котором Тимур был задействован в качестве гитариста, своё существование, всё же, продолжил. «Distress» - классический ди-бит. Направление, ориентированное на отцов-основателей, группу «Discharge». Музыка очень незамысловатая, но, во-первых, крайне быстрая и агрессивная, во-вторых, с соответствующими, наиболее радикальными в хардкоре и панке, текстами. «D-beat» и «crust», кстати говоря, иногда называют и иначе – «raw punk». Так вот, существует «Distress» с 2004-го года. У группы уже имеется демо, два альбома и четыре сплита (с отечественными командами «Коматоз» и «Колесо Дхармы», с зарубежными коллективами «Diskelma» и «Suburban showdown»). Группа не раз выбиралась в туры по странам Европы, особенно хорошо её знают в скандинавских странах, где, с местными дружественными коллективами, немало концертов питерцам довелось отыграть. Не так давно, в январе этого года, приняли приглашение вокалиста «Distress» Алекса посетить Россию шведы «M-40». Мелодичный мрачный хардкор из Швеции. В России эти ребята отыграли два концерта – в Санкт-Петербурге и в Петрозаводске. Москва снова осталась «с носом».

Ещё одна команда из города на Неве, о которой хотелось бы упомянуть – это «Engage at will». Также играют с 2004-ого года. Имеют в своём активе демо, живой альбом, альбом студийный и сплит с sXe-коллективом «Haram». Играют «old school NY hardcore». Придерживаются убеждений здорового образа жизни «straight edge». Наверное, на сегодняшний день, из существующих, команда эта является наиболее востребованным и известным представителем хардкора Санкт-Петербурга. По признанию музыкантов знаменитой западной группы «Agnostic front»: «Эти ребята делают тот самый нью-йоркский хардкор, который мы знаем и любим».15

Если говорить о столичных коллективах, самым известным, наверное, является «What we feel». Радикальные антифашисты, не раз выбиравшиеся в европейские туры, объездившие Скандинавию, Польшу, Чехию, Германию, Францию, страны южной Европы. Об этой команде в Европе знают. Эту команду любят. Очень хорошая подача, концерты всегда проходят в атмосфере единения публики и музыкантов. Музыка быстрая, очень агрессивная, тексты социальные, содержат призывы к прямому действию. Публика на концертах собирается соответствующая. На российские концерты группы и не попасть человеку стороннему. Всегда афишировались концерты такие только «своим» через «своих»: «Если ты просто прохожий – ты должен отсюда уйти», - осмелюсь процитировать одну из ранних песен коллектива. Но и «подпольный» статус вовсе не мешает группе этой собирать в российских городах полные залы одним своим именем. Достижение впечатляющее. А, впрочем, это лишь очередное свидетельство того, что панк-рок и хардкор в нашей стране сейчас находятся на подъёме. Люди всерьёз интересуются культурой движения, понимают и любят такую музыку. В перспективе, если проводить аналогии с Европой, годков через пять-шесть и у нас будут проводиться крупные хардкор-фестивали, западные группы перестанут опасаться приезжать в Россию, многие же отечественные коллективы потеснят в ротациях некоторых радиостанций так называемый «русский рок», который, прямо скажем, не лучшие годы сейчас переживает…

На счету у «What we feel» сплиты с болгарской группой «Last hope», с белорусским коллективом «Devil shoots Devil», с немецкой формацией «The Force within», demo и единственный, на сегодняшний день, альбом «Последняя война». Недавно началась работа над записью материала для второго альбома группы.

Коллектив «Ray» играет музыку схожую. Разве что музыканты придерживаются «straight edge» идеологии. До недавнего времени, было у группы всего лишь две записанные композиции от 2005-ого года. Наконец, вышел в прошлом году и дебютный альбом. Вышел - и произвёл фурор в отечественном хардкоре. Дело даже не в идеологии. Записан альбом был в Бостоне, на родине этой музыки. И выдержан в лучших традициях олдскул-хардкора. Уже не говоря о том, что эта группа очень часто «разогревает» в столице хорошие западные команды родственных направлений панк-хардкора. И отличительная её черта – сумасшедшая подача, искромётный драйв. Концерты с участием этого коллектива всегда собирают полные залы.

Феномен команды «Marschak» в том, что они, так же, как и «Sandinista!», на несколько лет опередили своё время. Выпустив в 2004-ом году одноимённый альбом, группа приобрела невероятную известность. Играя эмохардкор в лучших традициях «Amanda Woodward» и «The Sons of Saturn», эти ребята стали известны как в среде хардкорщиков, так и в среде «emo», только-только формирующегося тогда молодёжного течения. К сожалению, в России «emo», в дальнейшем, пошло путём «мэйнстрима» - и сегодня команд, играющих настоящий эмохардкор, в нашей стране совсем-совсем мало… «Marschak» же, записав дебютный альбом, отыграв несколько концертов в его поддержку, исчез из поля зрения. Кто-то утверждал, что распался коллектив. Кто-то, напротив, уверял, что это всего лишь творческая пауза. Некоторые - и вовсе, настаивали на том, что концерты-то есть, просто проходят они в спортзалах школ и распространяется о них информация только близким друзьям коллектива.

В действительности же, в группе возникли творческие разногласия. Парни, видя нарастающую популярность «false emo», не желая соотносить себя с модной музыкой, решили ориентировать тексты на хардкор. С этим не был согласен вокалист, который группу решил покинуть. Вскоре, покинул группу и басист. Фактически, остались в коллективе лишь гитарист Тимур и барабанщица Даша. Над альбомом, долгое время, работали они вдвоём. Поэтому выпущен он был лишь в 2009-ом году. И стал, как бы, «посмертным». Не отыграв ни единого концерта в поддержку нового релиза, «Marschak» своё существование прекратил. Уйдя, тем не менее, на мажорной ноте (если, конечно, применимо определение такое к «эмо»). Хотя и много говорилось о том, что стоило, всё же, после смены состава, сменить группе название, альбом и сейчас продаётся «на ура». Первый же диск должен выйти в переиздании, классическое эмо французской школы такого уровня до сих пор считается образцом для многих наших молодых команд.

Одной из таких молодых команд и стали «Optimus prime». Сейчас они ведут работу над сплитом с другой молодой российской группой «Totoro», «колдуют» и над записью дебютного своего альбома. Тем не менее, группа стала известной ещё задолго до первого своего релиза. Впечатлял уровень игры. Впечатляли концерты. С нетерпением многие ожидали дебютный их сплит с испанским скримо-коллективом «Gone with the pain», удовлетворены которым остались отнюдь не все. Тем не менее, уже сейчас многие западные любители подобной музыки оставляют на музыкальной страничке коллектива сообщения, содержанием: «Ваша музыка не оставляет равнодушной. Приезжайте к нам…» Что же, треки группы уже вошли во многие компиляции – кто знает, может, после записи, и отправятся ребята эти в первое своё турне?..

Завершить же разговор об отечественной музыке я хотел бы, как это парадоксально не прозвучит, коллективом белорусским. Ведь так же, как отрицает границы анархическая модель, отрицает границы между государствами и панк-рок.

«Contra la contra» - группа из белорусского города Гродно. Само название группы - слоган мексиканского национал-освободительного движения сапатистов. Дословно оно означает: "вооруженная борьба против контрреволюционеров". Идейная основа группы – сопротивление. Все участники группы - анархисты и убеждённые вегетарианцы. Они придерживаются принципов DIY-идеологии и считают её реальной альтернативой нынешней капиталистической культуре потребления. Всего два релиза выпустила команда, прежде чем распасться. Это демо-альбом «Выйди на улицу…» (2001) и альбом «Ни слова о политике» (2002). Тем не менее, тексты коллектива были разобраны анархистами на «кричалки»: «Выйди на улицу – верни себе город», «Выше, выше, чёрный флаг – государству главный враг» и др. А группа считается образцом анархопанка на постсоветской сцене. В условиях тотального контроля государства и постоянного давления, оказываемого спецслужбами, эта музыка, действительно, гораздо больше чем шум…

ПредыдущаяГлавная Следующая
Пользовательского поиска

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

«История и развитие современного Black Metal» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студента ИЖЛТ Литвинцева Ивана