«Больше чем музыка. Структурология современного панк-рока»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента 5 курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очного отделения специализации «Музыкальная критика» Чубковца Александра Борисовича

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2009

ПредыдущаяГлавная Следующая

Глава I. История возникновения и формирования панк-рока

1.1. Зарубежные музыкальные панк-группы

В пьесе У. Шекспира «Мера за меру» встречается слово «punk». Встречается оно, надо сказать, в значении совсем не том, к которому мы привыкли. Раньше так называли, на уличном жаргоне, девиц лёгкого поведения. В начале двадцатого века в Америке это слово означало «шестёрок» - неавторитетных заключённых тюрем. Из блатного жаргона словечко это переместилось в основной лексикон и стало употребляться в значении «грязь», «отбросы».14

Необходимое вступление, потом станет понятно, к чему это всё. Пока же – обратимся к истории направления. Итак, в 1964-ом году в США появляется «гаражный рок». Молодые коллективы, возникшие под влиянием творчества ансамблей «Beatles» и «Rolling stones», сочетали в творчестве своём блюзовые элементы и традиционную музыку «скиффл».14 «Гаражной» эта музыка была названа потому, что репетировали такие команды, в основном, в гаражах. Может быть «гаражные» панки не имели весомой популярности, зато их творчество не должно было отвечать потребностям массовой аудитории, они могли себе позволить играть не на публику, а собственного удовольствия ради…

Отметить также необходимо, что, едва ли, из сотни команд, существовавших в то время, наберётся десятка два, коим удалось бы записать собственную пластинку. Да и чересчур невостребованной была обществом эта музыка в то время. К концу 1967-ого года все подобные коллективы в США либо распались, либо оказались вовлеченными в иные музыкальные течения. До середины семидесятых годов ничего идейно близкого гаражному року не существовало. Тем не менее, само существование таких коллективов как «MC5», «Velvet underground», «The Stooges» предопределило зарождение панк-рока как независимого музыкального направления.

Первая волна «насилия» и «ненависти» постепенно сошла на нет. Большинство слушателей тогда не приняли ни музыки, ни идей «MC5», «Velvet underground» и «The Stooges» и вынесли такой музыке отрицательный вердикт. Окончательно сойти на «нет» этой волне не позволила, как ни парадоксально, «интеллектуальная богема». Так, например, «Velvet underground» взял под своё покровительство художник поп-арта, кинорежиссёр Энди Уорхол. Именно таким людям, из совсем другого, казалось бы, мира, удалось наиболее тонко прочувствовать нарастающие тенденции недовольства в молодёжной среде, кризисной ситуацией в политической и общественной жизни Америки…14

Эпицентром второй, «настоящей» волны панк-рока становится Нью-Йорк. Именно здесь появляются молодые коллективы, которые, позже, станут легендарными. Пока же их деятельность не выходит за границы творческих «тусовок» и клубных вечеринок.

Коллектив «New York dolls» появился на нью-йоркской сцене в 1971-ом году. Просуществовав три года, выпустив пару альбомов и несколько синглов, он распадается. Чтобы возродиться из небытия вновь лишь тридцать лет спустя, в 2004-ом. «У этой группы было всё: собственный стиль, своя точка зрения, в меру простодушия и нахальства для того, чтобы, взяв идиомы панка такими, какими они были в 1960-ых годах, создать новую, без сомнений, принадлежащую 70-ым реальность, которая и предвосхитила возвращение панка, — писал о «New York dolls» в 1986-ом году американский журналист, коллекционер, архивист и критик Айра Роббинс. - Хотя они успели создать всего лишь два достойных альбома и превратились в нелепый анахронизм задолго до того, как «Sex pistols» начали делать свои первые шаги, «Dolls», так сказать, в гордом одиночестве заложили основу локальной нью-йоркской сцены, которая позднее дала жизнь «The Ramones», «Blondie», «Television», «Talking heads» и многим другим».1

Уже на дебютном своём концерте группа появилась на сцене, словно оправдывая «кукольное» название, в экстравагантных, вызывающе-двусмысленных нарядах. А активное использование молодыми людьми в качестве макияжа женской косметики, по меньшей мере, смотрелось провокационно. То, что станет в восьмидесятых делом обычным, в семидесятые казалось непристойно-вызывающим и, попросту, скандальным.

Сомнений в востребованности этой скандальности, однако, не возникало. После статей в духе: «монстроидный шик пригородов», почти все местные фирмы грамзаписи были к сотрудничеству с группой готовы. Музыканты приступили к записи дебютного альбома и, даже, успели отыграть несколько концертов за рубежом, в том числе и в Англии, где, своим имиджем и энергетикой выступлений, произвели настоящий фурор. Однако, после гибели барабанщика Билли Мерсиа от передозировки наркотиков, дела группы пошли на спад. Несмотря на то, что и ещё два альбома были группой записаны и изданы, слушателем они оценены по достоинству не были. И уже в апреле 1975-ого музыканты решили поставить в истории группы точку. Продюсер Малькольм Макларен перебирается в Англию – там, с его подачи, совсем уже скоро, появятся легендарные «Sex pistols».

«New York dolls» же фактически не существует. Да, делались попытки реинкарнации коллектива, в 1975-1977-ых гг., однако они больше были связаны с концертными выступлениями группы, поездками в турне. Лишь в наше время, в 2004-ом году, группа, наконец, была воссоздана. Существует и записывает альбомы она и по сей день…

30 марта 1974 года на одной из нью-йоркских вечеринок состоялось первое выступление «The Ramones». В то время группа представляла из себя трио, в составе которого числились басист Ди Ди Рамон, барабанщик Джоуи Рамон и гитарист Джонни Рамон. Два месяца спустя их тогдашний менеджер Томми Эдерлей сел за барабаны, также взяв, заодно, и псевдоним «Рамон». Джоуи же - перешёл на вокал. В ноябре 1975 года заметил молодую группу менеджер Дэнни Филдз, уже открывший миру «MC5» и «The Stooges». Он начал, вскоре, совместную работу с ребятами и работа эта принесла свои плоды: доселе ни одна группа не выступала перед зрителями в обличии уличной шпаны: кожаные куртки, рваные джинсы и стоптанные кеды. Зрители были в шоке уже от одного внешнего облика «The Ramones». Выделялась из ряда многих других группа и своими скоростными (пусть и достаточно однообразными) шумными песнями. Дебютный долгоиграющий диск с одноимённым названием «Ramones» был записан уже в 1976-ом и состоял из мощных агрессивных треков, с гитарой, звучавшей подобно бензопиле, и мощной ритм-секцией.2 4 июля 1976-ого года «The Ramones» отыграли свой первый концерт в Англии, немало, тем самым, способствуя развитию панка на острове. Здесь, панк-рок, хоть и находился в ту пору в совсем ещё зачаточном состоянии, альбом был принят молодёжью с интересом куда большим, нежели в Штатах. Однако на фоне последовавшего триумфа «Sex pistols», «Damned» и «The Clash», коммерческий успех «The Ramones» однозначно приходится признать более чем скромным.

Относительным успехом группы стала пластинка «End of the century», записанная в сотрудничестве с продюсером Филом Спектором. Остались в восторге критики, сопутствовал диску и коммерческий успех, однако сами музыканты от работы явно остались не в восторге, утверждая, что альбом этот – худшее творение группы за всю историю её существования. К этому моменту коллектив уже покинул Томми Рамон, ему на смену пришёл Марки Рамон, который «выдержал» в составе группы всего четыре года. Заменой ему, в свою очередь, стал Ричи Рейнхард, традиционно уже, псевдоним «Рамон» взявший. Новый альбом, «Too tough to die», стал самым разнообразным и тяжелым альбомом в дискографии группы. Впрочем, и последующие три альбома выдержаны в том же ключе. В 1989-ом году покидает группу Ди Ди Рамон, заменяет его Си Джей Рамон. Именно с ним группа возвращается к звучанию 1970-ых. Записав ещё три альбома и выпустив один «концертник», в 1996-ом году коллектив со сцены уходит. Причём, редкий случай, уже окончательно и бесповоротно: в течение нескольких лет после развала группы скончались трое её главных участников, Джоуи, Ди Ди и Джонни. Группа, тем не менее, оставила после себя богатейшее творческое наследие, повлияв, кроме того, на множество более молодых коллективов, таких как: «Green day», «The Adicts», «The Misfits», «Offspring» и пр.

Пожалуй, наиболее известной панк-группой являются, на сегодняшний день, «Sex pistols». Многие считают их и основателями панк-рока. Всё достаточно условно, имеет право на жизнь и такая гипотеза, я придерживаюсь мнения иного, не рассказать о творчестве этого коллектива, однако, просто не могу. На сколько молодых групп оказали эти парни влияние – пересчитать просто невозможно…

Первый концерт молодого коллектива состоялся 6 ноября 1975 года. Играли тогда в составе группы вокалист Джонни «Роттен» Лайдон, Стив Джонс, Пол Кук, Глен Мэтлок. Продюсировал же их нам уже известный Малькольм Макларен.

Популярность группы росла крайне быстро. Несмотря на то даже, что долгое время у команды не было ни пластинок, ни радиоэфиров.

Плотное гитарное звучание, бесперебойные ударные, «кокни»-возгласы Джонни, в сочетании с имиджем «плохих парней» и агрессивных текстов, которые всё тот же Джонни и писал, кстати – всё это вызвало широкий интерес у публики к панку и панкам. После того как скандальный «Anarchy in U.K.» попал на телеэкраны, был заключён и контракт с крупной компанией «EMI». Контракт, однако, после провокационного сингла и скандалов, непосредственно связанных с группой и её друзьями, вынудил лейбл спешно расторгнуть контракт в одностороннем порядке, выплатив группе «неустойку». Немногие, в то время, готовы были иметь дело с этими ребятами, которых обвиняли не только в хулиганстве, но и, неслыханное дело, в фашизме (свастики в облике использовались лишь для поддержания ореола скандальности).

Однако Макларен был настроен серьёзно и, своего-таки, добился. Новый провокационный сингл «God save the Queen» вышел на лейбле «Virgin» в июне 1977-ого года. В период торжеств, посвящённых 25-летию царствования Королевы. Разразился скандал. На британском радио песня была запрещена. Сингл, однако, по популярности среди вышедших в том году релизов занял второе место. Впрочем, уже в 1978 году увидит свет «Never mind the bollocks», альбом, который одержит-таки победу в британском хит-параде. Группа, тем не менее, от скандального имиджа не отказывается, несмотря на участившиеся нападки роялистов, гонения полиции и британских властей, ярко выраженную неприязнь ведущих масс-медиа.

После американского тура 1978-ого года заявляет о своём уходе из группы Роттен. Он отказывается от своего псевдонима, отдаляется, на какое-то время, от дел музыкальных, дабы потом, со свежими силами, заняться делами группы «Public image ltd», давшую, как считают многие, начало пост-панку.

Сид Вишес, подменивший в группе, ещё до выхода «God save the Queen» Мэтлока, переезжает в Нью-Йорк. Где выступает, какое-то время, вместе с «New York dolls». Имеет проблемы с наркотической и алкогольной зависимостью. Дважды оказывается под арестом. В конце концов, второго февраля 1979 года погибает от передозировки героина.

Джонни Лайдон, в 1985-ом году, отсудил у Макларена права на все песни «Sex pistols». С тех пор (в 1996, 2002, 2003, 2008 гг.) группа неоднократно собиралась в первоначальном составе для гастрольных выступлений.

3 августа 1976 года дали первый свой концерт «The Clash», вскоре, ставшие одними из крупнейших панк-групп своей эпохи. Именно они считались в семидесятые годы едва ли не самой политизированной группой из общеизвестных, придерживаясь, правда, «левых» убеждений, поддерживая партизанские движения Латинской Америки, в прессе же – характеризуясь как «большевистская» или «троцкистская» группа. Впрочем, в этом выражался лишь протест музыкантов. «Хотя мы и поём о том, что волнует каждого из нас, нет и не было у нас планов переустройства мира. Была лишь мечта, — признавался Джо Страммер, вокалист «The Clash». — Коммерческий успех стал на её пути, и я вряд ли стану возражать, если вы скажете, что мы стали частью бизнеса.»3 Система переварила протест и попросила ещё. Именно это, по большому счёту, в гармоничном сочетании с возмущением «истинных поклонников настоящих «The Clash»» и негативными отзывами многих критиков, и стало основной причиной того, что группа в 1975-1976 гг. своё существование прекратила.

Данный диплом носит название «Больше чем музыка…» Рассказывать обо всех группах, имеющих отношение к панк-року, посему, смысла не имеет, да и невозможно уложить рассказ о тысячах достойнейших коллективов в формат одной дипломной работы. Выделить хотелось бы музыкальные коллективы-основоположники направления, оказавшие на него наибольшее влияние. Те коллективы, у которых оказалось больше всего последователей, наиболее интересные с исторической точки зрения. Посему далее я поведу повествование о коллективе «Discharge», основанном в 1977-ом году, когда скандальные «Sex pistols» уже штурмовали первые строчки всевозможных британских хит-парадов.

Итак, на дворе 1977-ой, британцы Терри Робертс и Рой Уэйнрайт решают создать свою группу, в творчестве которой будут сочетаться пацифистская и анархистская тематика. С музыкальной точки зрения, в то время – это незамысловатая музыка, тяжёлый гитарный «грайнд» и агрессивный «кричащий» вокал – «скриминг». Первый же альбом группы «Hear nothing, see nothing, say nothing» (1982), станет легендарным - именно он положит начало направлению «punk 82» - в дальнейшем все команды, играющие схожую музыку, получат такой ярлычок. С приходом гитариста Питера Пёртхилла добавились в творчество коллектива этого элементы трэша. Такое звучание группы, в своё очередь, получит название «ди-бит» (или «дискор»). Множество групп-последователей «Discharge» будут обыгрывать в своих названиях эту приставку «dis-», в музыке используя ди-бит (double beat) – новый барабанный ритм, изменивший саму структуру подобной музыки.

В духе экспериментов с трэшем и металлом и прошли для «Discharge» восьмидесятые. Альбом «Grave new world» 1986-ого года вызвал столь негативную реакцию поклонников творчества, что в 1987-ом году группа своё существование фактически прекращает. На несколько лет, правда. В 1991-ом году вокалист Келвин Моррис группу реорганизует, она записывает ещё два альбома, относительно неудачных – и распадается вновь… В 2001-ом году попытку реорганизовать группу предпринимает Бэмфорд, басист первого состава. Титульный альбом 2002-го года – это, фактически, возвращение в начало восьмидесятых, где ди-бит в творчестве группы сочетается с элементами трэша. От металлических влияний группа отказывается уже к синглу 2006-ого года «Beginning of the end», на сегодняшний же день последним релизом группы является альбом «Disensitise». Группа существует и по сей день, продолжает записывать песни и давать концерты, но представляет ныне лишь бледную тень себя же, двадцатипятилетней давности…

В 1980-ом году в шотландском городе Эдинбург появляется на свет коллектив «The Exploited». Первые записи группы – классический панк-рок, к хардкору творчество группы начинает уходить лишь к середине восьмидесятых. Более поздние композиции, начиная с 1987-ого года и альбома «Death before dishonor» - и вовсе, нередко, характеризуются как «панк-металл». Одним из основных слоганов панк-движения, – «Punks not dead» - стало название дебютного альбома группы. Столь провокационное название связано было с затуханием первой волны английского панк-рока, с распадом «Sex pistols», немало повлиявших на творчество ранних «Exploited». Шестой альбом группы, вышедший десять лет спустя, музыкально будет отличаться от первого очень сильно. Последним альбомам коллектива, в отличие от первых, свойственно ещё и очень хорошее качество записи. Неизменно одно – во всех творениях группы сильны анархические и антивоенные мотивы, основное место в текстах занимают постоянные нападки на силовые структуры, правительство и религию. Фактическое отсутствие синглов и достаточно высокий уровень всех студийных альбомов позволяют говорить о группе, как об одной из ведущих в современном панк-роке. Несмотря на то, что такого понятия как «постоянный состав» у этой группы не существует, функционирует она и по сей день. Не секрет, что в апреле этого года выступит она с серией концертов и в России…

Целая плеяда прекраснейших команд появилась в Великобритании в начале восьмидесятых. Очень многие, так или иначе, соотносили себя с анархопанком. Политически активным направлением панк-субкультуры. Анархопанки более радикальны, нежели панки обычные. Те и другие поддерживают идеи протеста. Против политики и политиков, слова которых, частенько, расходятся с делом. Против войн, которые бессмысленны по сути своей. Против фашистов с их идеологией нетерпимости к инакомыслию. Против силовых структур – тех, кто защищает ценности «несправедливого» строя. Против государства, в конечном счёте. Анархопанки же, в отличие от обычных панков, видят альтернативу: они стремятся создать свою реальность, отличную от действительной.

В отличие от «Sex pistols», которые лишь призывали к анархии со сцены, «Crass» были действующими анархистами, непосредственно участвовали в протестных акциях и жили в коммуне «Dial house», что неподалёку от Эппинга, провинция Уэссекс. «Мы поняли, что наши товарищи-панки - «Sex pistols» и «The Clash» хорошо себя вели. Им хотелось думать, что они «имеют» мэйджоров, им хотелось играть в это, но это было полной чушью. Они никому не помогли, они просто попали под действие арендного договора, который заставил их играть в революцию. Это стало модно. А мы остались собой», - высказался в одном из своих интервью вокалист «Crass» Стив Игнорант.4 И, действительно, у группы был (ещё в семидесятые!!!) даже собственный лейбл «Crass records». На концертах раздавалась «подрывная» литература. Коллектив полностью отказался от выступлений на коммерческих и, якобы, социально значимых, фестивалях, таких, как «Рок против фашизма» например. И это даже несмотря на радикальные антифашистские убеждения участников группы. После антивоенного демарша в связи с фолклендскими событиями, когда со сцены пацифисты «Crass» едва ли не к мировой революции и свержению английского правительства призывали, музыкантов чуть ли не в государственной измене обвинили, изъяв весь тираж нового альбома из продаж и пустив его «под каток». Однако на радикальность убеждений участников это не повлияло никоим образом – они продолжили свою борьбу, распавшись лишь в «оруэлловском» 1984-ом году. Как обещали ещё в самом начале своего творческого пути. «Crass» и по сей день считаются одними из основоположников анархопанка и, по сей день, пользуются, благодаря верности своим убеждениям, в среде анархопанков огромным уважением.

Появился в 1978-ом году на британской сцене и ещё один ключевой для анархопанка коллектив под названием «Amebix». В истории существования группы можно выделить три ключевых этапа. На первом (1978-1981), отцы-основатели коллектива, братья Миллеры, жили в родном Дармуте. К этому творческому периоду относится один лишь релиз – домашний демо-альбом, выпущенный тиражом в четыре экземпляра. На втором этапе творчества (1981-1985) – музыканты скитаются по разным английским городам, живут преимущественно в сквотах, не имеют постоянной работы, конечно же, однако, благодаря исключительной вере в идеалы анархии, продолжают заниматься асоциальным творчеством. И даже записи выпускать ухитряются при поддержке друзей-анархопанков из «Spiderleg records». Наконец, на третьем этапе творчества (1985-1987), появляются «сильнейшие» полноформатные альбомы группы, на коих и представлен изобилующий трэшевыми риффами краст, отцами-основателями которого «Amebix» и называют.9 Для группы настаёт период относительного благополучия, и… Коллектив тут же распадается. В среде крастеров бытует мнение, что именно с кончиной «Amebix» кончилась и эра «настоящего» краста. То есть «Amebix» направление породил – он же его и «убил». «Crust», тем не менее, существует и ныне. Яркие и радикальные команды по-прежнему появляются в этом музыкальном направлении. «Amebix», кстати говоря, как и некоторые другие известные коллективы, совсем недавно, в 2008-ом году, из небытия возродились. И даже успели переиздать альбом «No sanctuary» на всё том же лейбле «Spiderleg records»… Продолжение следует?..

Поговорим теперь о таком явлении как «oi!/street punk»-сцена. Зарождаться она стала, что неудивительно, тоже в семидесятые годы, и, это также откровением стать не может, в Великобритании.

Корни «Oi!» произросли из панк-культуры, однако с её внешней стороной не имели ничего общего. Напротив, «Oi!» явился реакцией уличных панков на постепенную коммерциализацию многих панк-идолов семидесятых.

Во многом истинную, уличную панк-культуру представляли первые прото-oi!-группы: «Cock sparrer», «Menace», «UK subs», однако первым разницу между уличной и сценической разновидностями панк-культуры уловил и выразил Джимми Перси («Sham 69»). Именно он стал, в историческом контексте, «крёстным отцом» всего oi!-движения.

«Sham 69», возможно, и не были столь же известными как, скажем, «Sex pistols» или «The Clash». Однако именно это помогло избежать им «погружения в мэйнстрим», что, с командами подобного калибра, случалось очень нередко.

Образовалась группа в середине семидесятых, уже в 1978-ом году выпустив дебютный свой альбом «Tell us the truth», скомпилированный наполовину из студийных записей, наполовину – из «живых» треков, передающих всю энергетику концертных выступлений коллектива тех лет. Вообще же группе удалось записать, на первом этапе своего творчества, четыре альбома и несколько синглов. Уже в то время «Sham 69» играли «музыку улиц». Их концерты собирали, в первую очередь, рабочую молодёжь и скинхедов, причём как «левых», так и «правых». К немалому раздражению самих музыкантов, жестокие потасовки между ними стали привычным делом на концертах группы. Гастролировать становилось всё труднее и, в конце концов, музыканты объявили о распаде коллектива.

Возрождается группа в 1987-ом году, примерно в то же время, когда эра «настоящего» анархопанка и краста сходит на «нет». В «волну» новых кумиров, однако, не попадает. Впрочем, музыкантам это и не нужно. Они занимаются творчеством, записывают новые альбомы. Их концерты всё так же привлекают рабочую молодёжь, панков, скинхедов и футбольных хулиганов. До 2007-ого года группа успевает записать шесть альбомов, примерно столько же синглов, творческой канве и своей целевой аудитории не изменяя. Наконец, в 2007-ом, Перси объявляет, что в названии «Sham 69» он больше не нуждается и группу покидает. Коллектив же продолжает своё существование, даёт концерты и планирует запись новых творений…

Музыка «правых» отношения к панк-музыке иметь не должна. Потому, прежде всего, что панк изначально выступает против любых предрассудков. Против неравноправия, как классового так и расового. И большинство панк-музыкантов семидесятых, обращавшихся к тематике фашизма, с этим явлением «заигрывали» эпатажа ради, чтобы вызвать шок и общественный резонанс. Однако не могли в движении не появиться на фоне тенденций таких и те, кто всерьёз придерживался «правых» идей нетерпимости. Первой такой группой стал коллектив «Skrewdriver». Повторюсь, к панк-музыке подобные коллективы не могут иметь ни малейшего отношения. Однако не упомянуть в этой работе о коллективе, так сильно повлиявшем на современный панк-рок, пусть даже негативно, я просто не могу.

Команда «Skrewdriver» была основана в 1976-ом году. Ян Стюарт Дональдсон настолько впечатлился манчестерским концертом «Sex pistols», что решил собрать собственную группу. Играли в ней околофутбольные хулиганы – после нескольких концертов, сопутствовали которым большие драки, в столичном Лондоне группе выступать было запрещено. До 1979-ого года она играла исключительно в Манчестере, где, понемногу, «угасла».

Возрождается коллектив в 1982-ом году благодаря финансовой поддержке «Национального Фронта» - ведущей правой политической партии Британии. Группа входит в движение «рок против коммунизма» («R.A.C.»), активно взаимодействует с группировкой «Британское движение» и организацией «Blood & Honour». После записи сингла «White power» почти все британские СМИ объявили группе бойкот, а на все сколь-нибудь известные площадки было отправлено правительственное уведомление о недопустимости проведения концертов этой команды. Будучи, тем не менее, человеком очень настойчивым и решительным, Ян Стюарт, тем не менее, сотрудничество с «Национальным фронтом» продолжал, организовывая, при их финансовой поддержке, всё новые концерты коллектива. После выхода второго альбома «Hail the new dawn», впрочем, и у него самого возникли крупные неприятности. После стычки с выходцами из стран Африки, лидер «Screwdriver» оказывается на скамье подсудимых и получает срок. Тем не менее, и в местах заключения, этот человек продолжает работу над всё новыми творениями. Выйдя из тюрьмы, он разрывает все отношения с «Национальным Фронтом», попрекая организацию не то в отступлении от своих идеалов, не то в либерализации взглядов... Но продолжает заниматься творчеством, записывая сольные альбомы, сотрудничая сразу с двумя коллективами. Помимо «Skrewdriver» это ещё и «Klansmen». Обрывается жизнь «самого антисемитского человека в Британии» (по мнению «Фракции еврейских депутатов») в автокатастрофе 23 сентября 1993 года. Ходят слухи, что она была подстроена, – так многие ненавидели Стюарта… Впрочем, так ли это важно?.. Факт в том, что, начиная именно со «Screwdriver», скинхедов несправедливо ассоциируют с фашистами, а музыке «oi!» необъективно приписывают ярлык «расистской». Это совершенно неверно, однако, как же непросто убедить в этом людей сторонних…

Коллектив «Angelic upstarts», например, идеологически «Национальному Фронту» противостоял. Появилась группа в 1977 году. Дебютный альбом, вышедший в сотрудничестве с продюсером Джимми Перси (лидер «Sham 69» между прочим) был проникнут горячей симпатией к представителям рабочего класса, ненавистью к Маргарет Тэтчер и британской полиции, печально славящейся своей жестокостью. Типичная лирика для скинхед-группы с рабочих окраин. Вообще первые годы существования, всё творчество ранних лет, так или иначе связано было с полицейскими репрессиями и преследованиями. Группу не могли запретить, однако рекомендацию «не допускать проведения концертов во избежание беспорядков и ненужных проблем» получили многие владельцы английских клубов.

Выступления, однако, продолжались, пусть и, действительно, нередко сопровождали их столкновения с «правыми». Не придерживаясь пока чётких антифашистских позиций, группа, тем не менее, выступает против проявлений нацизма на своих концертах, против «правой» oi!-музыки. Продолжается и запись новых альбомов. В конце восьмидесятых у группы наметился творческий кризис. На какое-то время существовать она перестала, однако возродилась позже, когда вокалист уже присоединился к «A.F.A.» («Anti-fascist action»). С тех пор «Upstarts» - это уже oi!-группа, к которой официально применимо определение «антифашистская». Состав группы несколько раз менялся. Однако, существуя уже более тридцати лет, коллектив продолжает, тем не менее, выступать и записывать новые свои творения поклонникам на радость…

Само же название направления («oi!») дала другая английская группа – «Cockney rejects». Группу открыл всё тот же Джимми Перси («Sham 69») в 1979-ом году. Содержанием их песен стал околофутбол, фанатские темы и уличное насилие. Надо сказать, что с первых лет существования группы, прикрепила им британская пресса пренеприятнейший ярлычок «нацистская». Отчаянно от ярлыка этого открещиваясь (как в интервью, так и в постоянных стычках с представителями праворадикальных группировок), избавиться от него окончательно группа не смогла и по сей день.

Крик "Oi!" эти ребята позаимствовали у футбольных хулиганов. Его нередко можно было слышать на футбольных трибунах, и каждый «cockney» в клетчатой кепке оборачивался, если слышал "Oi!" где-то рядом. В это же самое время «музыка панков» уже превращалась в развлечение для среднего класса, поэтому «Cockney rejects», как и «Sham 69», стремились вернуть панк-рок к его истокам.

В отличие от «Sham 69», «Rejects» с неонацистами на концертах проблем не имели - те их смертельно боялись. «Мы никому не позволим устраивать беспорядки на своих концертах, — заявил Микки Геггус, гитарист группы. — Если увидим, что кто-то задирает наших фанатов - выкинем их из зала, если нужно будет, своими руками». И, действительно, после пары стычек с представителями «Британского движения», на концерты группы неонацисты являться перестали и сорвать их уже не пытались. Однако пришли им на смену другие радикальные ребята - околофутбольные хулиганы. Так как группа открыто заявляла о поддержке родного «Вест Хэма», нередко вывешивая знамя клуба возле английского стяга на своих концертах, всё менее радушно встречали их фанаты в других городах. Крупные потасовки сопровождали выездные концерты коллектива, после стычек с применением оружия и вердикта суда, назначившему некоторым музыкантам коллектива условные сроки, группа обосновалась в столице и, фактически, стала «невыездной», растворившись где-то в лондонских туманах.10 Выходят, впрочем, альбомы группы и по сей день. Команда эта примечательна тем, прежде всего, что стала одной из первых «хулиганских» групп с футбольной и околофутбольной лирикой - именно благодаря этим парням мы имеем название целого направления в уличной музыке – «oi!».

Перейдём к хардкору. Направление ныне крайне популярное. Но совсем ещё молодое. Основоположниками его принято считать коллектив «Black flag». Образован он был гитаристом Грегом Джинном и басистом Чаком Дуковски в 1977-ом году. На фоне постепенного угасания интереса к панк-року, эти парни, пригласив на вокал Кейта Морриса, а за барабаны - Брайана Мигдола, задумали играть ещё более простую, но и более быструю, агрессивную музыку. В общем-то, это, совсем уже скоро, и станет основой для нового музыкального направления – «хардкор».

В первые же годы существования группы, музыканты, руководствуясь принципами D.I.Y. («do it yourself») создают собственный лейбл. Где и будут выпускаться альбомы группы. После дебютной EP, вокалист и гитарист группу покидают. Моррис, кстати, вскоре создаст свой собственный проект, «Circle jerks», также огромный вклад в развитие хардкор-течения внесший. «Black flag» же постоянного вокалиста до 1980-ого года не имеют. Лишь с приходом Дэза Кадены эта проблема перестаёт быть актуальной. Группа же записывает дебютный свой альбом «Damaged», классику мирового хардкора. Развивается под чёрным знаменем и лейбл группы, сотрудничающий со многими молодыми командами.

Первые релизы группы пользуются в Калифорнии и Штатах небывалым успехом, в жанре хардкора пробуют себя всё новые команды, однако английское турне коллективу не удаётся, местную публику, как раз-таки, хардкор не сильно заинтересовал… Тем не менее, на родине критики дают группе самые позитивные отзывы. И музыканты продолжают экспериментировать.

Альбом «My war», скажем, звучанием своим, очень от предыдущих альбомов группы и «классического» хардкора отличался. Группа всё больше отдалялась от хардкора в сторону хард-рока и метала, стала записывать «непанковские» альбомы, встреченные достаточно холодно как критиками, так и старыми поклонниками. И, в конце концов, в 1986-ом году распалась. Тем не менее, считаясь одной из старейших групп, играющих хардкор-панк, коллектив «Black flag» оказал огромное влияние на современную панк-культуру.

Другой «классической» группой хардкора принято считать «Circle jerks». Основанная бывшим вокалистом «Black flag» Кейтом Моррисом и будущим гитаристом «Bad religion» Грегом Хетсоном в 1979-ом году, группа эта станет в первой половине восьмидесятых едва ли не ведущей на всей калифорнийской хардкор-сцене.

Пригласив бас-гитариста Роджера Роджерсона и барабанщика Лакки Лерера, коллектив в 1980-ом году записывает свой дебютный альбом «Group sex». Сменяя, один за другим, лейблы, группа записывает несколько альбомов, её песни звучат в саундтреках к фильмам «Sid & Nancy», «Repo man» и «The Decline of Western civilization» - в общем, группа находится на пике популярности. Однако с уходом Хетсона в новый свой проект, «Bad religion», она существование своё временно приостанавливает.

Второй этап творчества начинает свой отсчёт в 1994-ом году, когда группа, приняв предложение мажорного лейбла «Mercury records», возвращается на сцену в прежнем составе. Ненадолго. Коллектив выпускает один лишь альбом, «Oddities, abnormalities and curiosities» (1995), после чего музыканты возвращаются к своим прежним делам и основным проектам. В 2001-ом году, однако, коллектив собирается вновь, выпуском альбомов, правда, себя не утруждая. Ныне занимается группа, в основном, благотворительными концертами, организовывая, и принимая в них непосредственное участие…

И, конечно же, невозможно не рассказать и ещё об одной американской панк-группе, просуществовавшей всего три года, но оставивший в направлении наисущественнейший след. Говорю я сейчас о коллективе «Minor threat». Это была первая группа, игравшая музыку «за здоровый образ жизни» - «straight edge». Первое её выступление состоялось в декабре 1980-ого года. Хардкор-групп в Вашингтоне и на всём западном побережье США тогда ещё не было. Приходилось пробиваться самостоятельно. С первыми же EP-альбомами, надо сказать, группе это с честью осуществить удалось. Вслед за успешными релизами «Minor threat» и «In my eyes», последовал и выход дебютного альбома «Out of step». Случилось это, однако, лишь в 1983-ем. В связи с отсутствием одного из участников (учёба в Иллинойском Университете) у группы был вынужденный перерыв почти на год. Позже, музыканты собираются вновь и записывают альбом «Out of step». Но, из-за возникших разногласий между участниками, группа вскоре распадается.

Прежде чем перейти к обзорной экскурсии по современной панк-музыке, хотелось бы мне рассказать и ещё об одном коллективе, который стал основоположником нового направления – эмохардкора, добавив в традиционно «панковское» звучание надрывный вокал. Я имею ввиду «Rites of spring» - коллектив, просуществовавший ещё меньший срок, нежели «Minor threat» - всего два года, но заложивший основы для всего современного эмо-течения, ставшего в наше время столь популярным.

Группа, за всё время своего существования, выпустила один альбом. Одноимённый «Rites of spring» (1985). Отличался этот альбом от других панк-хардкор релизов того времени принципиально новым подходом к вокалу. Голос вокалиста, Гая Пиккиотто, на записи, срывался, порой, на хриплый крик. Это стало отличным дополнением к экспрессивной музыке коллектива и «личностным» текстам, затрагивавшим темы безвозвратно ушедшей любви.

Группа, после выхода дебютного альбома, вскоре распалась, вокалист и барабанщик ушли к Маккею в «Fugazi».

Вот краткий обзор творчества групп, ставших, на мой взгляд, «культовыми», заложившими начало чего-то нового в панк-музыке. Каждая из них примечательна по-своему. Диплом не преследует цели рассказать обо всех веяниях в панк-музыке. Музыка – она вообще слишком разнообразна, чтобы вписывать её в рамки одного направления. Жанры смешиваются, как смешиваются культуры и, конечно, любое определение – оно больше для критиков, нежели для слушателей. Тем не менее, об основоположниках жанра, мне кажется, уже было сказано немало. Обратимся теперь к последним двум десятилетиям и тому, что случилось с панк-музыкой в наше время. Так сказать, проведём обзорную экскурсию…

Итак, ещё в конце 1970-ых из панка постепенно сформировалось новое направление, получившее название «пост-панк». Характерен для пост-панка «отстранённый» вокал, медленный и монотонный ритм, депрессивные меланхоличные тексты, соответствующая мрачная и тревожная музыка. Из первой волны пост-панка и творчества таких групп как «The Cure», «Joy division» и «Bauhaus» сформировался жанр готического рока, столь распространённый ныне. Для «второй волны пост-панка» характерно слияние наследия групп первой волны с нью-вэйвом и индастриалом. В записях активно используется электроника. Наиболее видные представители этой волны – «Depeche mode» и «U2».

Как панк-коллектив записала свой первый альбом и культовая «Nirvana». Нет, сам-то гранж, как музыкальное направление, скорее вышел из рока, нежели из панк-рока. Но общего с панк-роком немало: всё та же контркультура улиц, схожий внешний облик, чаще – пацифистские, а иногда - и анархические убеждения представителей субкультуры…

Из «Ramones», по сути, вышел весь современный поп-панк. Для поп-панка характерно смешение инструментальной секции панк-рока с ненавязчивыми лёгкими поп-мелодиями, как правило, тексты асоциальны и аполитичны. Их направленность – скорее увеселительная. Фактически, наиболее успешная на день сегодняшний, волна поп-панка стала формироваться из коллективов «NoFX» и «Bad religion» на стыке восьмидесятых и девяностых. В девяностые - появятся коллективы «Green day», «The Offspring», «Rancid», несколько позже – «Blink 182», «Sum 41» и др. Это коммерчески успешная музыка, к настоящему панку отношения не имеющая. Но именно в панк-роке следует искать её корни. Из поп-панка, в свою очередь, берёт начало эмо-панк. На самом деле, общего с «Rites of spring» и «Fugazi» у таких команд не так уж и много. Объединяет их личностная лирика, но «надрывный» вокал большинству эмо-панк коллективов не свойственен вовсе.

Из радикальных направлений панк-рока, таких как анархопанк, ди-бит и краст-панк, сложились и направления совершенно новые. Это, в первую очередь, неокраст. Или мелодичный мрачный хардкор. Надо отметить, что в краст-сообществе к ответвлению этому отношение далеко не однозначное. Многие «крастеры-ортодоксы», если можно так выразиться, полагают, что «зефирное звучание» - шаг к коммерциализации направления. Наиболее радикальные представители подсубкультуры – и вовсе отрицают принадлежность неокраста к «радикальному панку». Однако, на сегодняшний день, «мэйнстримовым» направление не является, группы поддерживают принципы D.I.Y. и разделяют анархические убеждения. Среди крупнейших представителей неокраста стоит выделить «His hero is gone», «Tragedy», «Ekkaia», «Remains of the day», «Fall of Efrafa» и др.

В результате постепенного смешения краст-панка с хардкором, возникли и тенденции к появлению такого нового для музыки направления, как красткор. Наиболее значимыми представителями этого жанра являются такие коллективы как «Extreme noise terror», «Driller killer» и «Disrupt»… По музыке краст максимально приблизился к грайндкору. Грайндкор возник в результате смешения краст-панка и трэшкора, произошло это ещё в середине восьмидесятых.

В конце 1970-ых появляется в США такое ответвление панк-рока, как хоррор-панк. Музыкальная основа панк-рока здесь совмещается с имиджем героев научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов. Соответствующие сценические образы. Соответствующие тексты-«страшилки». Пожалуй, наиболее известной группой-представительницей жанра и родоначальницей его является команда «The Misfits».

Скейт-панк – результат интереса скейтеров к панк-року. Скейт-панк возник в восьмидесятых годах двадцатого века, появившись из хардкора. Музыкально же – направление родственно, как ни странно, поп-панку, отличается от которого, разве что, текстами, непосредственно скейтбординга касающимися. Большая часть скейт-панк групп аполитична, впрочем, случаются и исключения. Так известнейшая группа «ZSK», не так давно распавшаяся, играла музыку именно в жанре «скейт-панк», что нисколько не мешало им выступать на первомайских протестных демонстрациях и открыто выражать свои непримиримые антифашистские убеждения.

А вот если, скажем, тему «скейтборда» заменить темой «доски для сёрфа», при взаимоотношении с панк-роком примерно в той же консистенции – получится сёрф-панк.

Другой вариант – смешение жанров. На стыке панк-рока и классической фолковой музыки, например, следует искать следы «фолк-панка». В смешении панк-рока и ska, зародилось столь ныне востребованное направление, как ска-панк. Скакор - результат совмещения фольклорной тематики и традиционного хардкора. Предельно метализированный хардкор получил название «metalcore». Продукт скрещения хардкора и дэф-метала – «deathcore» и т.д.

ПредыдущаяГлавная Следующая
Пользовательского поиска

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

«История и развитие современного Black Metal» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студента ИЖЛТ Литвинцева Ивана